типик
81байгура — сөйл. Типик бай; бай һәм саран кеше …
82классик — I. и. 1. Үрнәк булырлык, атаклы, киң танылган язучы, фән яки сәнгать эшлеклесе 2. Сәнгатьтә классицизм тарафдары. II. КЛАССИК – с. Классиклар (I) тарафыннан иҗат ителгән, камил, үрнәк булырлык. Иң күренекле, иң яхшы; атаклы. күч. Типик, бик… …
83реализм — 1. Тормышчанлык, реальлек, тормышка аек карау; тормыш шартларын исәпкә алып эш итү 2. Тормышны, чынбарлыкны типик образлар аша тулы һәм дөрес чагылдыра торган сәнгать методы; сәнгатьтә, әдәбияттә шул методка нигезләнгән юнәлеш, агым 3. филос. XIX …
84тема — 1. Сөйләү, инша, бәхәс, әсәрнең һ. б. эчтәлек юнәлеше, тасвирлау яки бәян итү объекты. Мәкалә, чыгыш, доклад һ. б. ш. ның типик исеме 2. Музыкаль әсәрдә яки аның берәр кисәгендә үсеш нигезе итеп алынган төп көй, мотив …
85уртача — с. 1. Сыйфаты ягыннан югары булмаган, бик әйбәт булмаган, гадәти. сөйл. Бик яхшы да, бик начар да түгел, ярыйсы гына. Бер ягы белән дә аерылып тормаган, гадәти (кешегә карата) 2. Билгеләре, үзлекләре буенча ике чик (зур һәм кече, биек һәм тәбәнәк …
86үрнәк — 1. Берәр нәрсәне шуңа карап яки үлчәп эшләү өчен булган өлге. Мисал осталыкка берничә үрнәк китерү 2. Үзенә охшаган, үз ише булган башка әйберләр турында чагыштырып күзалларга мөмкинлек бирә торган әйбер минерал үрнәкләре. Берәр нәрсәнең схемасы …
87ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН — визант. литургический и церковно правовой памятник 2 й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К поля Евергетидского мон ря. Е. Т. сохранился в рукописи Athen. gr. 778, нач. XII в …
88ЕРМИНИЯ — [греч. ῾Ερμηνεία истолкование, разъяснение, наставление], руководство, справочник для иконописцев (῾Ερμηνεία τῆς ζωϒραφικῆς τέχνης). Такого рода компилятивные сочинения в Греции и на Балканах назывались также «типикон», «трактат», «сказание».… …
89АНТОНИЙ IV — Патриарх К польский (12.01.1389 июль 1390, март 1391 май 1397). До избрания был иеромонахом, вероятно, афонского мон ряДионисиат. В конце царствования Иоанна V Палеолога сменил на К польском престоле Нила. После того как 14 апр. 1390 г. Иоанн VII …
90АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ — (Правосл. армяне), средневек. общины армян, придерживавшихся правосл. вероисповедания, установленного Всел. IV Собором в Халкидоне (451). История В VI в. между Вселенской Церковью и Армянской Апостольской Церковью произошел раскол, поскольку… …
91БАНСКАЯ ЕПАРХИЯ — [груз. ბანის ეპარჟია] (рубеж IX X кон. XVII в.), Грузинской Православной Церкви в составе Мцхетского (Картлийского) Католикосата с кафедрой в мон ре Бана (историческая груз. пров. Тао; совр. с. Пенек в Турции). По сообщению груз. историка XI в.… …
92ВАТИКАНСКОЕ СЕРБСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ — [Ватиканское Будилово Евангелие] (Vat. Slav. 4), полный апракос Мстиславова класса (по типологии Л. П. Жуковской) 1 й пол. (2 й четв.?) XIII в.; памятник серб. книжного искусства и русско серб. культурных связей. Второе название происходит от… …
93ВЕЛИКАЯ СУББОТА — [Церковнослав. ; греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. События В. с. Вера …
94ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …
95ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ — документы правового характера, один из важнейших видов документальных исторических источников Византийской империи. Совр. визант. дипломатика относит к В. а. не только собственно акты, т. е. письменные документы юридического характера, но и… …
96ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ — литургическая традиция, сформировавшаяся в средневизант. период в результате взаимодействия богослужебных традиций древних Церквей К поля и Иерусалима. История В. б. восходит к доиконоборческому времени (325 726) и в дальнейшем может быть… …